Понятия со словосочетанием «поднять на щит»

Связанные понятия

Фили́ппика (др.-греч. οἱ (λόγοι) Φιλιππικοί — филиппики) — в переносном смысле гневная, обличительная речь. Термин принадлежит афинскому оратору Демосфену, который произносил подобные речи против македонского царя Филиппа II в IV веке до н. э. (сохранилось четыре речи против Филиппа, причём четвёртую часто считают неподлинной). Филиппиками в подражание Демосфену Цицерон называл свои речи, направленные против Марка Антония (в 44–43 годах до н. э. им были написаны и дошли до нашего времени четырнадцать...
Доктринёры (фр. Doctrinaires) — политический кружок во Франции в период реставрации Бурбонов и июльской монархии (1814-1830), состоявший из небольшой замкнутой группы умеренных буржуазных либералов, сторонников конституционной монархии, противников дворянской и клерикальной реакции.
Шовини́зм (фр. chauvinisme) — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования "права" на эксплуатацию и угнетение других народов. Шовинизм способствует возникновению и распространению неприязни и даже ненависти к чужакам, иноземцам, иноверцам, по принципу «не такой — чужой — чужак — враг». Одна из форм гетерономии и ксенофобии.
Социал-шовинизм — направление внутри международного рабочего движения, приверженцы которого высказываются в поддержку политики военной агрессии национальных правительств собственных стран. Термин происходит от слияния «социализма» и «шовинизма». Употребляется в основном коммунистами и социалистами.
«Пи́сьма тёмных люде́й» (лат. Epistolæ Obscurorum Virorum) — анонимно изданная в Германии книга в двух частях (1515 и 1517 гг.), содержавшая в себе сатиру, направленную против схоластики и клира.
Бабуви́зм (фр. Babouvisme) — политическое учение, построенное на основе идей утопического социализма и, в первую очередь, идеи полного социального равенства всех людей. Возникло в конце XVIII века в революционной Франции и было названо в честь французского революционера Гракха Бабёфа. Часто характеризуется как предшественник научного коммунизма.
По́чвенничество (от рус. народная почва) — литературное течение и направление общественной и философской мысли в России 1860-х годов. Основы мировоззрения восходят к идеям и концепциям так называемой «молодой редакции» журнала «Москвитянин» (1850—1856) во главе с Аполлоном Григорьевым. Приверженцы называются почвенниками. В. Н. Захаров указывает, что термин «почвенничество» является поздним — Достоевский и его единомышленники не называли себя почвенниками.
Панеги́рик (от лат. panegyrikus ← др.-греч. πᾰν-ηγῠρικός — «похвальное слово в торжественном всенародном собрании» от др.-греч. πᾶς, πᾶσα, πᾶν — «все» + др.-греч. ἀγείρω — «собирать, созывать») — всякое восхваление в литературном произведении (например в оде) или выступлении. С XIX века — неоправданное восхваление.
Бланки́зм — левое революционное течение, отдающее приоритет заговорщической деятельности и террору против властей. Названо по имени своего главного идеолога — социалиста-утописта Луи Огюста Бланки.
Антиклерикали́зм (от др.-греч. άντι — против и κληρικός — клирик) — социальное движение, направленное против религиозных организаций и духовенства, религиозной власти в политической, экономической и культурной областях общества, а также в сфере науки и образования. На волне просвещения XVII века, когда атеизм в Европе пережил первую большую волну распространения, антиклерикализмом стали называть любые антицерковные позиции; независимо от сопутствующего вероисповедания или радикальности антиклерикальных...
Тирания (греч. τυραννίς «произвол») — форма государственной власти, основанная на единоличном правлении.
Античная историография — совокупность исторических сочинений древних греков и римлян.
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (нем. Der achtzehnte Brumaire des Louis Bonaparte) — работа К. Маркса. Написана в декабре 1851 — марте 1852 года.
Советский патриотизм ― термин, обозначающий социалистический патриотизм, привязанность советского народа к СССР как к своей родине.
Фашизм (итал. fascismo, от итал. fascio — пучок, связка, объединение) — крайне правая идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами: отрицание демократии и её экономической и политической практики; создание режима, основанного на принципах авторитарно-корпоративной государственности, однопартийности; подавление противников государства и любых форм инакомыслия; создание военизированных формирований и взгляд на войну как на естественный...

Подробнее: История фашизма
Квасной патриотизм (лапотный патриотизм, ура-патриотизм) — ироничное выражение в русском языке, обозначающее безусловное восхваление всего отечественного. Противопоставляется подлинному патриотизму, допускающему признание и неприятие отрицательных черт своего государства, а также борьбу с ними.
Теория жидомасонского заговора — теория заговора, утверждающая существование тайной коалиции еврейства (или иудаизма) и масонства с целью установления всемирного господства.
«Бу́ря и на́тиск» (нем. Sturm und Drang) — период в истории немецкой литературы с 1767 по 1785 гг., связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму эпохи Просвещения, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма, интерес к которым характерен для предромантизма. Название литературного движения восходит к одноименной драме немецкого писателя Фридриха Максимилиана фон Клингера. Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют штюрмерами...
Вольтерьянство (фр. voltairianisme) — общественно политическое течение в Российской империи, направленное на идеи Просвещения, опиравшегося на идеи и творчество французского просветителя и философа, писателя Вольтера (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778). В вольтерьянстве характерна критика отечественной «Старины» и призыв к немедленным реформам. Рассвет вольтерьянства приходился на конец 1750-60-х годов. Так как в Российской империи не было католицизма и западно-европейского феодализма, идеи на серьёзную...
Диало́г об ора́торах (лат. Dialogus de oratoribus) — произведение древнеримского историка Публия Корнелия Тацита.
О национальной гордости великороссов — статья В. И. Ленина. Написана в декабре 1914 года в Швейцарии. Опубликована в газете «Социал-демократ», 12 декабря 1914 года, № 35. Наряду со статьями «Критические заметки по национальному вопросу» и «О праве наций на самоопределение» данная статья излагает взгляды Ленина на национальный вопрос в России и Европе, в связи с Первой мировой войной.
Просветительство — общественно-политическое течение, представители которого стремились устранить недостатки общества путём распространения идей справедливости и научных знаний.
Миди́зм (греч. μηδίσμός) — явление политической жизни Древней Греции, добровольное сотрудничество греков с персами, «персофильство». Шире — предательство греческих интересов перед варварами, «акт предательского сговора грека против свободы другого грека».
Антипатриотизм — идеологическое направление, построенное на критике патриотизма.
Вожди́зм — политика, направленная на утверждение одного человека в роли непререкаемого руководителя. Для вождизма характерна личная преданность одному человеку — вождю, признанному идейному руководителю в жёстко централизованных структурах (государстве, партии).
«Великодержавный шовинизм» — выражение, применяющееся преимущественно в социалистической, коммунистической и либеральной литературе для обозначения господствующего уничижительного отношения русского чиновника государственной власти царизма к остальным народам России, а затем и СССР (великорусский шовинизм). В ряде случаев применяется и к другим народам.
Политическое сектантство (лат. Secta) — учение, направление, школа) — совокупность оппозиционных политических взглядов и действий определенных групп единомышленников, которые замыкаются в своих узкоэгоистических интересах, теряют связи с союзниками и социальной базой, отделяются от общеизбранного курса того или иного политического движения, партии, общественной организации и превращаются в замкнутые самоизолированные структуры.
«Предостережение» (укр. Пересторога) — анонимный антиуниатский трактат 1605 года, авторство которого приписывается западнорусскому церковному деятелю Иову Борецкому либо деятелю львовского Успенского братства Юрию Рогатинцу. «Предостережение», возникшее под влиянием трудов Иоанна Вишенского, является ярким примером полемической литературы и западнорусской литературы начала XVII века.
Ора́тор (лат. orare — «просить», orator — букв. 'проситель') — это выступающий перед публикой человек, в арсенале которого есть развитое умение убеждать, актёрская игра и красноречие. Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством. В некоторых случаях глава Охлократии.
Историографии Великой французской революции уже более двухсот лет и историки пытаются ответить на вопросы относительно истоков революции, её значения и последствий. К 2000 году, многие историки говорили, что поле изучения Великой французской революции находится в интеллектуальном смятении. Старая модель или парадигма, сосредоточившая внимание на классовый конфликт, казалось, была дискредитирована, но ни одна новая пояснительная модель не получила широкой поддержки. Тем не менее, среди историков сохраняется...
Обскуранти́зм (от лат. obscurans «затемняющий»), мракобе́сие — враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу.
Богостроительство — этико-философское течение в русском марксизме, развивавшееся левыми литераторами в первом десятилетии XX века с целью интеграции идей марксизма и религии и основанное на предполагаемом сходстве социалистического и христианского мировоззрения.
Циркумцеллио́ны (лат. Circumcelliones, от слов Августина «qui circum cellas vagantur» — «вокруг сельских жилищ бродящие», иначе агонистики, греч. αγωνιστικοί — «способные к борьбе») — участники радикального христианского движения, распространившегося на территории римских провинций в Северной Африке в IV—V веках н. э.
Мистический анархизм (анархо-мистицизм) — философско-эстетическая теория Георгия Чулкова.
Революционный социализм — совокупность социалистических теорий и движений, утверждающих необходимость коренного изменения социально-экономической и политической системы государства посредством революции, совершённой силами массовых движений (рабочего класса или большинства граждан) для достижения социалистического общества. Бренд "революционный марксизм" в большинстве языков мира с большим числом носителей фактически является синонимом "троцкизма". Поэтому революционно-социалистическими называют...
Царизм — политическое клише, обозначающее политический режим Российской империи с акцентированием самодержавной роли в нём верховного правителя — царя, или императора.
Маздакизм (маздекизм; зендицизм) — религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних странах в раннее средневековье. Названо по имени Маздака, сына Бамдада (Mazdak) — руководителя маздакитского движения (хотя само учение возникло ещё в конце III века под влиянием распространявшегося манихейства). Основателем учения является зороастрийский священник Зардушт-и Хурракан (Zaradust-e Khuragen) из города Фесы провинции Фарс, отсюда и другое название этого учения — «зардуштакан...
Неогвельфизм — это консервативное политическое течение первой половины XIX века в Италии, выражавшее интересы правого крыла итальянской буржуазии, стремившиеся к объединению страны под верховным руководством папы.
Литовские братья — реформационное религиозное движение на территории Великого княжества Литовского (в основном современные Литва и Белоруссия) в XVI—XVII веках. Близко к движению польских братьев, так, Симон Будный традиционно включается в число деятелей обоих движений.
Хазарский миф — этногенетическая идентификационная концепция, бытовавшая среди части казацкой верхушки Гетманщины в конце XVII и на протяжении XVIII века, согласно которой казаки ведут своё происхождение от древних хазар.
Польские братья (польск. bracia polscy) — религиозное протестантское движение, начавшееся в 1570-х годах после раскола среди кальвинистов в Польше. Известны также как «польские ариане», в дореволюционной литературе на русском языке за наиболее радикальными течениями движения закрепился термин «полужидовствующие». Из среды польских братьев к концу XVI века выделилось социнианство.
Ле́вый фаши́зм — термин, используемый для обозначения ранних версий фашизма на заре его популярности, стремившихся к мимикрии под левизну. Классический пример — Отто Штрассер в Германии.
De mortibus persecutorum (О смертях преследователей, О смертях гонителей) — сочинение христианского апологета и ритора начала IV века Лактанция, посвящённое описанию того, как мучительная смерть становится возмездием гонителям христиан. Наряду с «Церковной историей» Евсевия Кесарийского произведение является основным источником для изучения событий, вошедших в историю как Великое гонение.
Популя́ры (лат. populares от populus — народ) — идейно-политическое течение в поздней Римской республике конца II—I вв. до н. э., противостоявшее оптиматам и отражавшее интересы плебса, прежде всего сельского. Вожди популяров, выступая против нобилитета, сами же принадлежали, за редким исключением, к этому сословию.
Алексин('Αλεξίνος) из Элиды (кон. 4—нач. 3 в. до н. э.) — греческий философ, представитель Мегарской школы, преемник Евбулида (Diog. L. II 109).
Палиноди́я (греч. Παλινωδία, от греч. πάλῐν — «назад, обратно» + греч. ᾠδή, ᾠδά — «песнь») — род стихотворения в древности, в котором поэт отрекается от сказанного им в другом стихотворении. Известностью пользовалась Палинодия Стесихора, написавшего сначала оскорбительное для Елены стихотворение, за что, по преданию, он был поражен слепотой; отказавшись от своих слов, он снова получил зрение. В дальнейшем смысле под палинодией понимается всякое отречение.
Масонский заговор — разновидность теории заговора, согласно которой существует связь между тайным обществом масонов и их влиянием на многие значительные исторические события, будь то государственные перевороты, революции, убийства знаменитых и влиятельных людей и т. д.

Подробнее: Теория масонского заговора
Эвгемери́зм — герменевтическая теория толкования мифов, согласно которой религия возникла из культа умерших или живущих «великих людей». Сторонники эвгемеризма полагают, что мифология, а также религия являют собой результат сакрализации истории. В соответствии с этой теорией боги и мифологические персонажи — это фантастические трансформации реальных личностей, а мифы — искажённые исторические повествования. Эвгемеризм не обязательно связан с позднейшей рационалистической критикой мифологических или...
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я